Композиция Результат композиции как действия (процесса) — архитектурная форма — выступает в двух существенно различных аспектах:

  1. Композиция как тело (совокупность тел), физическая реальность в виде отдельных зданий (сооружений), стен, колонн, перекрытий, окон, дверей и т.д. В этом аспекте композиция архитектурной формы тождественна самой этой форме, она является ее вещественной структурой.
  2. Композиция как абстрактная система, которую условно можно назвать произведением. Части произведения не тождественны частям зданий, сооружений, комплексов, они не имеют физического эквивалента. Произведение есть своеобразный инвариант архитектурной формы, ее абстрактная структура.

Композиция как произведение характеризуется многими понятиями, аналогичными понятиям, применяемым для характеристики вещественной архитектурной формы (ритм, симметрия). Вместе с тем композиция как произведение характеризуется и такими понятиями (доминанта, акцент, контраст, нюанс, главное и второстепенное), которые обозначают не сами вещи и свойства, однозначно описываемые физическими или математическими величинами, а их отношения, такими величинами однозначно не описываемые.

В реальном мире нет контрасты и нюанса, а есть только различия в физических параметрах, в зависимости от целого воспринимаемые как контраст и нюанс. Так, скажем, пятиэтажное здание контрастно одноэтажной застройке, а отношения между тридцатиэтажным и тридцатичетырехэтажным зданиями — нюансы, хотя физическая разница одна и та же — четыре этажа. То же можно сказать о доминанте, акценте и др. Произведение характеризуется также чисто оценочными понятиями, имеющими определенное эстетическое содержание (целостность, ансамбль, завершенность и др.). Так, ансамбль — не просто комплекс сооружений, даже объединенных единым архитектурным замыслом, а определенный качественный уровень композиции.

no comments

Leave me comment

пять − два =